После распада СССР появилась необходимость в разработке новых типов электропоездов. Они должны были заменить устаревшие аналоги и решить проблему создания асинхронного тягового привода. Разработка прототипа началась в начале 90-х годов на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НПО НЭВЗ) при совместной поддержке других машино- и вагоностроительных заводов, и должна была закончиться в 1998 году.
Первый прототип электропоезда (ЭНЗ) был выпущен в 1999 году и состоял из пяти вагонов со следующей компоновкой: Головной — Моторный — Прицепной — Моторный — Головной. Мощность двигателей нового типа (АТД) позволяла изменить структуру вагонов и увеличить количество сцепов.
Преимущества новых тяговых двигателей (АТД):
- наименьшая масса;
- менее дорогостоящая конструкция;
- простота изготовления и эксплуатации;
- полная совместимость узлов для поездов постоянного и переменного тока;
- возможность использования мощностей в любом скоростном диапазоне.
Поезд оснащён рекуперативным торможением и возвращает в тяговую сеть около трети энергии, потраченной на тягу. Появление АТД выводит электропоезд на новейший этап технического совершенства, позволяя внедрять в новые разработки автоматизацию движения и управления, создание информационных систем, а также снижая затраты на ремонт и техобслуживание.
Конструкция электропоезда была произведена на основе лучших иностранных и отечественных разработок нового времени. Головной вагон обладает обтекаемой формой, лобовые стёкла имеют автоматическую систему обогрева, а переднее освещение стало более качественным.
Обеспечивается комфортное пребывание пассажиров. Предусмотрена звуко- и теплоизоляция, равномерное отопление и освещение всех вагонов. Салоны освещаются мягким светом по всей площади, присутствуют диваны, декоративные украшения, перегородки и другие предметы интерьера.
Но несмотря на повышенное внимание журналистов и правительства к современному прототипу, прошедшему успешные испытания, электропоезд не вышел на потоковый выпуск. Недостаточное финансирование улучшенных систем электропоезда привело к остановке проекта.