Электропоезд ЭС250 Сокол: характеристики и история

Электропоезд «Сокол-250», или просто «Сокол» — это отечественная разработка скоростного поезда, работающего как на постоянном, так и на переменном токе. Модель создавалась на протяжении 7 лет, задействовав огромное количество конструкторских бюро. В 2000 году проект создания электропоезда был завершен, и современная экспериментальная модель «Сокол» была поставлена на рельсы. Конструирование было произведено при участии бывшего министра путей сообщения Н.Е. Аксёненко и РАО «ВСМ».

История создания

Процесс проектирования новейшей модели высокоскоростного поезда был поручен центральному конструкторскому бюро «Рубин». Перед разработчиками стояла важная задача — создать поезд, который будет абсолютно превосходить предшественников. Одновременно в проектировании и строительстве поезда участвовали около 60 предприятий. Детали для вагонов, бортовая система компьютерного управления, прочность корпусов поезда и многие другие аспекты проекта исследовались и реализовывались в крупнейших организациях лучшими специалистами. Десятки исследовательских организаций, заводов и строительных фирм были задействованы в данном проекте. Прототип современного скоростного поезда «Сокол-250» был готов к 2000 году. Состоял он из 6 вагонов, работал на двойном питании, а его максимальная скорость движения составляла 250 км/ч.

Дальнейшая судьба

Множественные испытания, проверки допустимых показателей подтвердили осуществимость реализации современного технологичного состава, системы безопасности и контактной сети на рельсах дороги «Санкт-Петербург – Москва». Несмотря на все положительные показатели, в ходе испытаний 2001-2002гг были обнаружены 25 недочетов, которые ставили под сомнение безопасность движения трпнспорта.

В процессе испытаний, проводимых в 2001 году на дороге Дорошиха — Лихославль, «Сокол» достиг рекордной скорости – 236 километров в час.

Специалистами были отмечены определенные недостатки электропоезда «Сокол»:

  • Тормозные диски моторных вагонов перегреваются до 500 градусов, в то время как допустимое значение – 80.
  • Минимально допустимый коэффициент запаса сопротивления усталости сварных швов – 2,0. Показатель электропоезда же достигает 0,85-0,1.
  • Нарушения в работе системы антиблокировки инициируют наполнение воздухом тормозных цилиндров, что является угрозой заедания колесных пар.
  • Накладки дискового тормоза не соответствуют необходимому показателю – 300 000 км.
  • Неполадки в системе магниторельсового тормоза создают угрозу безопасности движения транспорта.
  • Токоприемник ТП-250 не в состоянии эксплуатироваться в долгосрочной перспективе.

Также во время испытаний были замечены некоторые проблемы в системе жизнеобеспечения: герметичность вагона не совпадает с заявленными требованиями; отсутствует двухуровневая обработка воздуха; работа вентиляции и кондиционирование создают высокий уровень шума; скорость движения воздуха в местах у окна превышает норму в 2,5 раза; в вагонах превышается требуемый уровень концентраций продуктов деструкции материалов обшивки вагонов; отсутствуют требуемые условия, обеспечивающие необходимую защищенность при возможном возгорании; характеристики теплоизоляции в вагонах не соответствуют норме.

Изучив все отрицательные аспекты и упомянутые недостатки, Межведомственная комиссия вынесла решение о невозможности эксплуатирования электропоезда «Сокол-250».

Про-электропроезда.рф