Основные характеристики
Главное назначение электрического поезда ЭТ4А, имеющего конструкционную скорость 120 км/ч, модели 62-9003 – осуществление пассажирских перевозок. Они производятся на участках железных дорог колеи 1520 мм, на которых осуществлена электрификация. Напряжение для сети постоянного тока 3000 В. Участки дорог должны быть оснащены платформами разной высоты для обеспечения посадки/высадки пассажиров.
Создание электрического поезда осуществлено в соответствии с заказом ОАО РЖД на площадках ГК «Транспортное электромашиностроение».
Что касается разработки проекта поезда, то она выполнялась силами ЦНИИ ТЭП (г. Санкт-Петербург) в соответствии с ТЗ, утвержденным РЖД в 2008 г. При производстве проектных работ ставилась цель разработки модели современного пригородного электрического поезда с усовершенствованными параметрами в отличие от аналогов серийного выпуска. К примеру, было уменьшено время разгона и торможения, возросли техническая и маршрутная скорости. Кроме того, было снижено потребление электроэнергии, а также эксплуатационные издержки.
Новейшие технические решения нашли отражение в конструктивных особенностях поезда. Самым важным из них стало применение асинхронного тягового привода, а также необслуживаемые оборудование и узлы. Модифицирована система диагностики, установлены кондиционеры в помещениях, применены прислонно-сдвижные автоматические двери. Современное решение для данного проекта – это применение новых стандартных параметров кузовов вагонов, теперь их длина составляет 21,5 м. Модифицированные вагоны имеют просторные тамбуры и более удобные входные пассажирские двери, их ширина составляет 1,250 м. Эти нововведения стали возможны благодаря профессионализму и опыту сотрудников ЦНИИ ТЭП, примененным при проектировании электрического поезда ЭТ2А.
Первый экспериментальный поезд ЭТ4А-001 был произведен в период с 2009 по 2010 годы, имел шесть вагонов. Сотрудники ЦНИИ ТЭП провели наладку оборудования и участвовали в пробных испытаниях в 2010 году. Были осуществлены пробные поездки, которые решили проводить на Октябрьской дороге недалеко от Санкт-Петербурга.
По итогам выполненных мероприятий был произведен электропоезд, продемонстрировавший отличные результаты во время тестирований, заслужил высокие баллы, выставленные оценивающей комиссией. По факту указанная модель электропоезда стала первой, где применен асинхронный двигатель, 100% разработанный в нашей стране. Данная модель была согласована для серийного использования и осуществления пассажирских перевозок. В работу ЭТ4А-001 был введен 09.06.2012.
Конфигурация поезда
Структурная схема данной модели поезда включает 11 вагонов. В их числе 2 головных, 5 прицепных моторных и 4 прицепных немоторных вагонов. То есть конфигурацию электропоезда можно условно обозначить следующим образом: 2Г+5М+4П.
На основе любого моторного вагона с помощью соединения с прицепными или головными образуются двухвагонные или трехвагонные секции, электро- и пневмоцепи вагонов в секции объединены с помощью системы управления. Соединения секций поезда возможны в таких комбинациях: Г+М, М+П, М+2П, М+П+Г. Моторные вагоны оснащены токоприемниками.
Состав поезда будет представлен одной/несколькими электросекциями.
Секции рассматриваемой модели поезда управляются лишь по команде с главного пульта, который находится в кабине машиниста. Поэтому поезд собирают так, чтобы головные вагоны находились в головной и хвостовой частях.
С учетом необходимости в перевозках количество вагонов в поезде варьируется от четырех до двенадцати. Варианты соединения двенадцативагонного поезда могут быть такими: (Г+М)+4(М+П)+(М+Г), десятивагонного: (Г+М)+3(М+П)+(М+Г), либо (Г+М)+2(М+2П)+(М+Г) и др. Минимум вагонов может соединяться по схеме Г+М+М+Г.
Существует способ соединения 2х поездов «голова к голове» в целях работы по принципу многих единиц, при этом контроль производится из кабины машиниста первого по ходу движения состава головного вагона. Изначальная модель ЭТ4А-001 для участия в тестировании была собрана в шестивагонной вариации (Г+М)+(П+М)+(М+Г).
В 2014 г. были произведены модификации для осуществления сборки трехвагонных поездов (Г+М+Г).
Для вагонов модели ЭТ4А предусматривается классический способ присвоения номеров: первые три цифры обозначают номер электропоезда, последующие две соответствуют номеру вагона. При этом нумерация вагонов по сложившимся правилам следующая: четные номера присваивают моторным, нечетные – прицепным вагонам, а также головным. Головные обычно нумеруются так: 01 и 09. Исходя из такой логики, 00101 и 00109 являются номерами головных вагонов состава 001, номера 00202, 00210 — моторные поезда 002 и т.п.
Оснащение пассажирских салонов
Количество пассажирских мест для головного вагона составляет 60, для остальных – 108. Головной вагон оснащен двумя местами, в которых размещаются инвалиды- колясочники. Здесь дополнительно расположен туалетный блок, специально оборудованный для инвалидов. В оборудование пассажирских салонов входят полумягкие диваны, которые предусматривают вариант размещения три плюс три. Для организации освещения салонов используются светильники светодиодного типа, которые расположены на потолке в двух световых рядах.
Все тамбуры оснащены агрегатами, которые обеспечивают отопление и вентиляцию помещений. Поступление воздуха в салон обеспечивается с помощью перфорированных коробов, которые находятся у стен в салоне. Вагоны оснащены кондиционерами.
Для установки воздухоохладителя кондиционера использовано чердачное помещение, воздушный вентиляционный канал.
Использование автоматической системы микроклимата в помещении салонов поддерживает нужную температуру внутри с погрешностью ±2° С. Мощности вентиляционного оборудования достаточно для поступления воздуха в помещения салонов в летий период -объемом 3250 м3/ч, в межсезонье – около 1620 м3/ч, в зимний период – порядка 1296 м3/ч. Воздух подается также и в помещения тамбуров. Вентиляционной системой салонов для пассажиров производится очищение воздуха с помощью фильтров, обладающих коэффициентом очистки воздуха не меньше 0,95.
Модуль туалета оборудован таким образом, что позволяет заправлять бак водой, используя горловины по бокам кузова и контролируя степень заправки с помощью переливной трубы. Позволяет распределять воду для различных нужд и обеспечивает удаление воды из системы, функционирование системы отопления и кондиционирования туалетного модуля и сливного бака, а также сливной магистрали. Модуль обеспечен гидропневмосистемами, установлено светосигнальное оборудование и специальные поручни для пользования инвалидов.
В салонах установлены окна двух типов: одни возможно открыть вручную, другие – нет. Имеются стеклопакеты. Если работают кондиционеры, то окна, которые можно открывать, блокируются при помощи замков. В вагонах с каждой стороны расположены окна, обеспечивающие аварийный выход для пассажиров.
В вагонах установлены прислонно-сдвижные двери в целях движения пассажиров по платформам разной высоты. Контроль положения прислонно-сдвижных дверей производится из кабины машиниста и от специальной кнопки с внешней стороны двери, а также в служебном тамбуре. Двери оснащены пневматическим приводом, имеется защита от зажатия пассажиров. При возникновении аварийных событий предусмотрена возможность для пассажиров открыть двери самостоятельно. Головной вагон оснащен индивидуальной кнопкой, которая вызывает персонал, если необходима помощь инвалидам во время посадки, установлены подъемные устройства, чтобы осуществлять посадку/высадку инвалидов на низкие платформы.
Тамбуры рассматриваемой модели электропоезда стали шире. Размер входных дверей довели до 1,250 м. Первый раз в конструкции использованы герметичные межвагонные переходы. Плоская переходная площадка установлена на одинаковой высоте с полом вагонов.
Информирование пассажиров происходит по системе внутренней связи посредством громкоговорителей. Системы трансляции функционируют по принципу невозможности локального отключения и обеспечивают срочную связь с машинистом.